Техника, работающая на селе, весьма многообразна – она призвана повышать эффективность труда аграриев за счет внедрения механизации и автоматизации разных видов сельскохозяйственных работ. С давних пор основная нагрузка по культивации земель, посеву семян или сбору урожая ложилась на тракторы. Чем примечательна такая спецтехника? Трактор – это самоходная машина, передвигающаяся на колесном или гусеничном ходу, используемая в самых разных сферах человеческой деятельности. Ее эффективность и функциональность может быть увеличена при помощи всевозможных навесных или полунавесных агрегатов. Трактор – труженик села Назначение сельскохозяйственных машин обуславливает их специализацию. В частности, такие тракторы могут быть: • универсально-пропашными; • специальными; • общего применения. Что же касается классификации такой спецтехники по типу ходовой части, то здесь принято выделять гусеничные и колесные машины. Кроме того, существует деление, основанное на особенностях рамной конструкции – в этом случае тракторы бывают: • рамными (рамой является корпус машины); • безрамными (конструкция таких моделей зиждется на соединенных воедино корпусах составных частей трактора); • полурамными (корпус спецтехники образован двумя продольными балками, сочлененными с задним мостом). А еще тракторная продукция сельскохозяйственного назначения классифицируется по силе тяги – силе, с которой специализированный транспорт тянет за собой прицеп или другое прицепное орудие. Среди всего многообразия соответствующей техники выделяют такие тяговые классы: • 0,2 (миниатюрные машины, используемые в фермерских хозяйствах и на полях малой площади – могут быть сочленены с плугом, культиватором, косилкой и др.); • 0,1 (по сути, это не полноценный трактор, а одноосный мотоблок, управляемый человеком при помощи рычагов); • 0,9 (эти тракторы оснащены реверсивным ходом, они могут менять ширину колеи – используют такую спецтехнику для уборки урожая и борьбы с вредителями, в процессе междурядной и предпосевной обработки, вспашки легких почв и заготовки сена); • 0,6 (такая спецтехника востребована при посеве и посадке плодоовощных культур, в междурядной обработке и уходе за всходами, в транспортировке грузов и уборке сена); • 1,4 (спецтехника этого вида находит применение при возделывании и уборке технических и овощных культур, а для расширения функционала принято использовать разнообразное навесное оснащение); • 2 (это универсально-пропашные тракторы – в данный класс входят модели с повышенной проходимостью); • 3 (бывают колесными и гусеничными – находят применение в обработке почв, уборке урожая, посеве, транспортировке грузов); • 4 (гусеничные тракторы этого класса задействуют при проведении серьезных энергоемких работ, как правило, на полях большой площади); • 5 (основа класса – мощные колесные тракторы, но есть и гусеничные модификации); • 6 (до недавнего времени – самые сильные сельскохозяйственные машины отечественного производства, призванные выполнять тяжелые работы большого объема на обширных площадях); • 7 (современная энергонасыщенная спецтехника – одна такая машина служит заменой 2-3 тракторов среднего класса). Больше тракторов, хороших и разных Итак, промышленность выпускает огромное число самых разных тракторов. Хорошо ли это? Вероятно, да. Например, то же деление существующих моделей по классу тяги помогает аграриям моментально определить, какой из образцов будет оптимален для решения конкретных сельскохозяйственных задач. Если выбрать маломощную машину, она не сможет эффективно работать в поле (в особенности в условиях сложного рельефа или непогоды). Если же отобранная спецтехника будет более могучей, чем необходимо, расход топлива окажется неоправданно высоким. Получается, что в каждом из таких случаев владелец сельскохозяйственной техники будет в убытке. А потому дальнейшее совершенствование агрегатов и выпуск самых разных моделей колесной и гусеничной спецтехники – это действительно верная стратегия развития современного тракторостроения.